Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника – корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, ассиметричными и деторсионными. В настоящее время разработано много методик ЛГ, но не доказано преимущество какой-либо методики. При составлении комплекса при сколиозе следует учитывать характер сколиотической деформации, создающей грубую ассиметрию всех частей и отделов человеческого тела. Поэтому корригирующие упражнения при сколиозе направлены на исправление этой асимметрии.
Неравномерная тренировка мышц спины при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости, что приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба. Фонарева Т.А. и Фонарев М.И. (1988) указывают, что симметричные упражнения не нарушают возникших компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию противоискривлений. Важным преимуществом этих упражнений является простота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опорно-двигательного аппарата.
Ассиметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально, воздействуют на патологическую деформацию локально и с большей вероятностью обеспечивают более равномерную нагрузку. Они тренируют ослабленные и растянутые мышцы, способствуют выравниванию их тонуса (рис.6, 7).
Сколиоз – это сложная деформация, включающая два основных компонента: боковое искривление и торсию. Торсия также состоит из двух частей. Скручивание позвонка происходит в процессе неправильного роста. Эта деформация не может быть исправлена консервативными методами лечения. Второй частью торсии является вращение одного сегмента позвоночника относительно другого. Этот компонент в значительной степени является функциональным и на него можно воздействовать деторсионными упражнениями.
Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии, коррекцию сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника.
Разработку деторсионных упражнений проводят с учётом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем – против часовой стрелки.
Рис. 6. Специальные упражнения, применяемые при сколиозе:
а – упражнение, укрепляющее мышцы живота слева; б – упражнение для укрепления длинных мышц спины; в - упражнение, вытягивающее позвоночник; г – вытягивание руки с вогнутой стороны искривления грудного отдела позвоночника; д – отведение ноги с выпуклой стороны искривления поясничного отдела позвоночника.
Рис. 7. Специальные упражнения (корригирующие) при сколиозе:
е – сочетание вытягивания руки и отведения ноги при S – образном искривлении; ж – упражнение в повороте таза с заведением ноги; з – упражнение в повороте корпуса с заведением руки; и – наклон корпуса влево с противоупором руки; к – упражнение, асимметрично расширяющее грудную клетку; упражнение при правом грудном сколиозе; л – упражнение в балансировании.
При сколиозе используются корригирующие упражнения в балансировании (с грузом на голове). Они помогают больному быстрее и эффективнее овладеть управлением натяжения и расслабления отдельных групп мышц (рис.7).
Лучший корригирующий эффект достигается упражнениями на жестком валике, положенном под выпуклую сторону сколиотической дуги, наклоном корпуса с противоупором руки (рис.7).
После любого хирургического вмешательства ЛГ должна преследовать цель стабилизации позвоночника в новых статических условиях и тем самым способствовать удержанию коррекции, достигнутой хирургическим методом (рис.8). В этих условиях напряжение мышц осуществляется больше в положении лёжа, в поздние сроки после операции упражнения дополняются нагрузкой с гантелями, грузами и другими видами сопротивления. В поздние сроки после операции, если не ожидается прогрессирования сколиоза, то на ЛФК возлагается задача восстановления подвижности позвоночника. В комплекс ЛГ этого периода включаются наклоны, лёгкие вращения и плавание.
Рис. 8. Динамика после хирургического лечения.
На всех этапах лечения в любом возрасте больного и при любой тяжести сколиоза остаётся задача воспитания сознательного отношения к закреплению правильного положения тела.
Помимо ЛФК в комплекс лечения сколиоза входит лечебное плавание, при котором осуществляются оба лечебных момента: естественная нагрузка позвоночника с самовытяжением и укрепление мышц. Основной стиль плавания – брасс с удлиненной паузой скольжения. Первая задача – поставить правильное дыхание, чтобы при вдохе грудная клетка пациента не поднималась над водой (тогда не увеличивается поясничный лордоз и не возрастает мобильность позвоночника), а выдох был в воду.
Полноценному физическому развитию способствует и общая физкультура, из которой исключены висы, упражнения на гибкость, ограничены бег и прыжки. Показана ходьба на лыжах. Значительное место отводится физиотерапевтическим процедурам, и, прежде всего электростимуляции мышц. Ее проводят по методике Я.М. Коца с помощью аппарата «Стимул». Электроды фиксируют на выпуклой стороне дуги искривления. Локализацию электродов определяет врач соответственно началу и окончанию дуги искривления на R-грамме. Электронно-микроскопическое исследование мышц показывает полное восстановление их структуры после курса стимуляции у детей с 1 и 2 степенями сколиоза. При 3 степени сколиоза положительных сдвигов в структуре мышц спины после курса электростимуляции не происходит, поэтому применение ее не целесообразно. После курса электростимуляции целесообразно провести курс массажа мышц спины. Массаж мышц спины и брюшной стенки у больных сколиозом значительно улучшает кровоснабжение и питание мышц, способствует выведению продуктов их деятельности, улучшает их функциональное состояние. В зависимости от состояния мышц с выпуклой и вогнутой стороны используется или расслабляющий, или укрепляющий массаж.
Коррекция
Корригирующие упражнения — это специальные гимнастические упражнения, применяемые для коррекции , основанные на воспитании ощущения позы, положения сегмента тела и ощущения мускульного сокращения. Корригирующие упражнения для можно разделить на упражнения:
- с механизмом рефлекторного выравнивания — главным образом балансировочные упражнения;
- на упражнения с мануальной коррекцией;
- и на аналитические корригирующие упражнения.
Типичным примером балансировочного упражнения является ходьба с грузом на голове или упражнение «выравнивание в положении стоя с разведение рук». Рассмотрим это упражнение. Упражнение заключается в разведении рук в стороны на уровне ладонями вниз, с последующим наклоном тела вперед. Для этого осуществляют перенос веса тела на передний отдел — колебание вперед. Затем, удерживая голову, плечи и грудь в выпрямленном положении, руки опустить. При этом — выравнивание сохраняется.
Преимущество этого упражнения заключается в том, что при разведении рук в стороны и колебательном движении вперед, все сегменты тела выстраиваются в единую линию, подчиняясь рефлекторным механизмам.
Если дети не в состоянии самостоятельно исправить нарушенное выравнивание тела, в этом случае требуется помощь преподавателя для выравнивания смещенного сегмента — так называемая мануальная коррекция.
Рассмотрим примеры упражнений с мануальной коррекцией
Коррекция спины.
При расслабленной осанке у детей заваливается кзади, т.е. кифозируется. Для коррекции этого дефекта следует стоя сбоку от ребенка, так чтобы видеть его профиль, расположить одну руку немного выше пояса впереди (для стабилизации грудной клетки), а другой рукой расположенной в области лопаток сместить туловище вперед. В результате такой мануальной коррекции , грудная клетка, таз и в целом тело (может быть за исключением головы и ) выравнивается. По сути — это коррекция избыточного и наклона верхнегрудного отдела .
Коррекция выпячивания ребер.
Выпячивание ребер требует совсем иной методики коррекции. Этот дефект возникает из-за очень напряженных мышц спины в результате избыточного поясницы и может быть исправлен релаксацией. Техника мануальной коррекции заключается в следующем, руки располагают на выступающей реберной дуге и просят ребенка «расслабиться». При достигнутой релаксации происходит исправление дефекта и устранение поясничного . При этом таз смещается вперед, избыточный передний наклон таза уменьшается, сглаживается. По сути — это коррекция избыточного заднего наклона за счет расслабления мышц поясницы.
Коррекция головы.
Если ребенок не может самостоятельно выровнять голову, необходима мануальная коррекция, которая заключается в смещении подбородка кнутри со смещением головы назад, а макушки вверх.
Попытка самостоятельно исправить положение смещенных вперед плеч и лопаток может привести к утрированному положению и грудной клетки (гиперкоррекции). В этих случаях прибегают к мануальной коррекции. Преподаватель, стоя позади ребенка, располагает руки так, чтобы пальцами обхватить , а большие пальцы расположены в области нижних углов лопаток. Так как это показано на рисунке. Одновременно, отводя плечи кзади, он легко смещает лопатки в правильное положение (к ). Такая коррекция может сопровождаться переразгибанием в отделе , и тогда следует еще раз вернуться к упражнению коррекция спины . Требуется терпение и чувство такта в достижении этих двух движений выравнивания лопаток и выравнивания .
Научившись удерживать правильное положение без посторонней помощи, ребенок проводит небольшую тренировку, расслабляя и вновь выравнивая лопатки. Эти упражнения следует делать без поспешности, для того чтобы почувствовать различие прежней и новой позы.
Корригирующие упражнения для желательно проводить не только во время занятий физической культурой, но и в классе и дома.
Нельзя не остановиться на богатом опыте воспитания военнослужащих. В военном деле рассматривается как важный фактор функционирования военнослужащего, позволяя ему эффективно двигаться, действовать с большей силой, преодолевать большие трудности.
Как нигде, в военном деле на первый план выступает утилитарное значение . Так, среди прочих аргументов в пользу хорошей , приводят пример ограниченнного поворота головы при ее плохом выравнивании. Ограниченного движения в плечевом суставе (движения руки вверх) при сутулости. В связи с этим большое значение имеет контроль сидя.
Рассмотрим выполнение этого упражнения реальным человеком. Такая же , такие же дефекты выравнивания. Переносим вес туловища на передний отдел стоп, напрягаем мышцы бедра и живота. Выравниваем таз.
В общем, получилось. Теперь, выравниваем грудной сегмент.
Теперь уводим голову назад…
Разница видна. Это исходное положение для любого двигательного действия в положении стоя.
Рассмотрим важный вопрос группирование тела сидя.
Регулярное выполнение этого упражнения и доведение его выполнения до автоматизма позволяет сформировать правильный двигательный стереотип рабочей позы. Эта поза является исходным положением для выполнения всех упражнений офисной гимнастики. На рисунке изображена типичная ленивая С-образная поза сидя на стуле. Приступим к выполнению упражнения. Смещаемся на край стула, не опираясь на спинку. Ноги в коленных и тазобедренных суставах согнуты под прямым углом.
Теперь следует выпрямить поясницу, т.е. вернуть привычный .
Тянемся макушкой вверх, выпрямляя . Вдох.
Плечи расслабить. Лопатки прижать к грудной клетке. Голову плавно увести назад. Контролировать направление взгляда.
Спина прямая, поясницу не заваливаем. Руки лежат свободно на бедрах. Линия взгляда направлена прямо перед собой. Тянуться вверх макушкой, растягивая . Выдох. Удержать это положение 3 - 7 секунд.
Посмотрим выполнение этого упражнения реальным человеком. Такая же .
Смещаемся на край стула
Выпрямляем поясницу
Выпрямили, теперь тянемся вверх.
Теперь выравниваем голову.
Вот и все.
Это исходное положение для всех упражнений в положении сидя. Главным образом для офисной гимнастики.
И, наконец, рассмотрим последний вопрос 3 части лекции. Выравнивание нижних конечностей. Это самый сложный вопрос. В ряде случаев он требует участия специалиста — врача ортопеда. Чтобы не запутаться рассмотрим эту проблему кратко. Главное для специалиста в области физической культуры увидеть проблемы выравнивания и нижней конечности в целом. Оценить является ли это вариантом нормы или это патология. Выравнивание нижних конечностей во многом определяется высотой каблука повседневной обуви. Очень важный вопрос компенсация укорочения нижней конечности . Отметим, что укорочение до 2 см. является нормой у взрослого человека. Необходимость и степень компенсации должен определить врач-ортопед. Следует помнить, что ненужная компенсация может ухудшить . Компенсировать укорочение следует только лишь при наличии признаков асимметрии тела, так как у лиц с хорошо развитыми сбалансированными мышцами даже существенное укорочение не оказывает влияния на и выравнивание ног. Этот вопрос мы рассмотрели выше.
Коррекция неправильного положения , прежде всего, заключается в изготовлении и постоянном использовании индивидуальных ортопедических стелек. Это основным и наиболее эффективный способ лечения плоскостопия. Кроме того, рекомендуется ходьба босиком и специальная гимнастика для
Актуальность ………………………………………………… …..2
Корригирующие упражнения
3-4 года …………… …………………………………………… . 3-6
4-5 лет ………………… ……………………………………….7-10
5-6 лет …………… …………………………………………. .. 11-13
6-7 лет …………………………………………………………14-16
Литература ………………………………………………………17
Корригирующие упражнения – это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.
Главная задача корригирующих упражнений:
Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.
Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.
Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.
Цель корригирующей гимнастики:
Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.
Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?
В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.
Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.
Что надо учитывать при проведении корригирующих упражнений?
Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».
Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.
В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.
Для профилактики нарушений осанки
Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)
Корригирующие упражнения |
|
сентябрь | «Ножницы» «Стойкий оловянный солдатик» И.п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза. |
«Колобок» Что за странный колобок на окошке появился? Полежал чуток, взял и развалился. И.п.: лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы. Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять - Развалились все опять. Вытянуть ноги и лечь на спину. «Лягушки» («Лягушата») Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы. Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква! Скачут, вытянувши ножки! Первый вариант: и.п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. Второй вариант: с продвижением вперед. Средь деревьев, на болотце, Есть свой дом у лягушат. Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква, ква-ква-ква, Скачут, не жалея ножки. |
|
«Мышка и мишка» Цели: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений. У мишки дом огромный. И.п.: о.с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох. У мышки - очень маленький. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением «ш-ш-ш». Мышка ходит в гости к мишке, Он же к ней не попадет. «Паровозик»
|
|
«Ежик вытянулся, свернулся» Цели: улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей. И.п.: лежа на ковре, поднять руки за голову и максимально вытянуться. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед, т.е. сгруппироваться, обхватить ноги под коленями («ежик свернулся»). Повторить 2-6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться. «Ель - елка - елочка» |
|
« Велосипед-1» «Велосипед-2» пресса и Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, «Часики» |
|
«Танец медвежат» Цель: укреплять мышцы нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника. Представьте себе, что вы маленькие медвежата, которые решили потанцевать. И.п.: положить руки на пояс, выполнять полуприсед. Темп средний. Цели: развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника. И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2-3 раза. |
|
«Черепахи» Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног. И.п.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять. «Походи боком» |
|
«Самолет-1» «Самолет-2» «Ходим в Шляпах» И.п.: положить на голову легкий груз - «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку. |
|
«Ножницы» Цель: укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы. Давайте представим, что наши ножки- ножницы. Первый вариант: и.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали», ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза.(Второй вариант: и.п.: лежа на спине.) «Стойкий оловянный солдатик» Цели: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей. Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик? И.п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Накло ниться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем вы прямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза. |
|
« Велосипед-1» Цель: укреплять мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы. Пл.: лежа на спине, «крутить педали велосипеда» со звуковым сопровождением «ж-ж-ж». «Велосипед-2» Цели: улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке. лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол. «Ель - елка - елочка» Цели: воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание. В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели - едки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они - совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.) |
|
«Походи боком» Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп. И.п.: о.с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево). «Часики» Цели: тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу. И.п.: о.с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4-6 раз. |
|
«Ножницы» Цель: укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы. Давайте представим, что наши ножки- ножницы. Первый вариант: и.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали», ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и.п.: лежа на спине.) «Ходим в Шляпах» Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений. И.п.: положить на голову легкий груз - «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку. |
Корригирующие упражнения (средняя группа)
Корригирующие упражнения |
|
сентябрь | «Ах, ладошки, вы ладошки!» Цели: формировать правильную осанку, координацию движений верхних конечностей. Хотите быть красивыми, стройными и иметь красивую осанку? Тогда… И.п.: стоя прямо, завести руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох. Игра-упражнение «Жучок на спине» Цель: формировать правильную осанку. И.п.: лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представить, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти. Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем. В конце игры детей можно спросить: Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? Какой ты, Что у вас есть (лапки, крылышки, панцирь)? Каково ваше настроение? |
«Самолет-1» Цели: укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса. И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты»). Удерживать позу 5- 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза. «Самолет-2» Цели: укреплять мышцы туловища; мягко воздействовать на функции вестибулярного аппарата; формировать навыки правильной осанки. Первый вариант: и.п.: о.с. ребенок, разводя руки в стороны, поднимает их на уровень плеч. Выполнять повороты в стороны. Второй вариант: п.п.: пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, присесть, развести руки в стороны, вернуться в и.п. «Паровозик» Цели: формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и нижних конечностей. И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3 м, пауза. Затем продолжить движение (второй вариант: движение назад). Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. |
|
Цели: тренировать вестибулярный аппарат; укреплять мышцы туловища и конечностей. Лиса - рыжая плутовка, Прогибает спину ловко. И.п.: стоя на четвереньках. 1 - прогнуться в спине, голову поднять, сделать вдох; 2 - выгнуть спину дугой, прижимая подбородок к груди, сделать выдох. Выполнять 5-6 раз. |
Программа корригирующей гимнастики может быть разработана как для группы людей, так и индивидуально для одного человека.
Как физические упражнения действуют на организм
Прежде всего необходимо разобраться в вопросе воздействия физических упражнений на человеческие мышцы и организм.
Во время выполнения физических упражнений в организме усиляется кровоснабжение связок, мышц и, конечно, костей. Специалисты утверждают, что в спокойном состоянии, а особенно во сне, через человеческие мышцы протекает от 10 до 12 литров крови, а при физической нагрузке это цифра увеличивается в 5 раз. В итоге увеличивается мышечная сила и масса, сухожилия укрепляются, связки обретают эластичность, кости крепнут. Физическая активность улучшает процесс продвижения крови по венам и сосудам. При сокращении мышц усиливается работа сердца и сосудистой системы, легкие работают в 3 раза быстрее, в результате чего учащается дыхание.
Во время занятий углубляется и учащается дыхание, расправляются альвеолы - легочные пузырьки, улучшается газообменный процесс и выносливость мышц, а также состояние легочных тканей. При вдохе уменьшается давление в грудной клетке, что увеличивает кровяной приток.
В общем, стоит отметить, что физические упражнения способствуют укреплению скелетных мышц и сердца, увеличению обьема легких и грудной клетки. Также разминка и гимнастика являются дополнительным средством в лечении заболеваний спины, суставов и дыхательной системы.
Существуют различные методы и формы физической активности: расслабляющие занятия, силовая тренировка или корригирующая гимнастика. Именно последний вид физических упражнений предназначен для людей, имеющих проблемы с осанкой, зрением, дыханием и ногами.
Суть корригирующей гимнастики
Любая методика корригирующей гимнастики направлена на восстановление мышечного баланса, то есть на расслабление мышц. В то же время необходимо сократить расслабленный мышечный корсет, как бы странно это не звучало. В данном случае корригирующая гимнастика помогает восстановить нормальную работу мышц.
Оздоровительные упражнения можно выполнять, используя снаряды. Это могут быть гантели, мячи, резиновые бинты и гимнастическая стенка. Каждый комплекс упражнений корригирующей гимнастики можно выполнять дома самостоятельно. Важно понимать, что необходимо вникнуть в правила выполнения упражнений.
Заниматься коррекционной гимнастикой желательно каждый день дважды: в утреннее и вечернее время. Можно выполнять обычную гимнастику, которая будет состоять из 6 упражнений. Важен комплексный и правильный подход. Необходимо делать одно упражнение в несколько подходов. По длительности одно занятие не должно превышать полчаса. Корригирующий комплекс включает в себя общеразвивающие, расслабляющие и коррекционные упражнения.
Также желательно чередовать темп выполнения: от медленного к более быстрому и наоборот. Дыхание - важная составляющая оздоровительных занятий. Начинается все с облегченного варианта упражнений и постепенно делается плавный переход к усложненным. С каждым разом выполнять комплекс корригирующей гимнастики значительно легче.
Цели и задачи корригирующей гимнастики
Исправить осанку, оздоровить организм и укрепить мышечный корсет помогает именно корригирующая гимнастика. Цель лечебных упражнений - исправление дефектов, связанных со спиной, мышечной атрофии, помощь в лечении заболеваний суставов, дыхательной системы и глаз.
Корригирующая гимнастика направлено выполняет следующие задачи:
- активизирует общие и локальные обменные процессы;
- формирует мышечный корсет;
- помогает выработать силовую и мышечную выносливость;
- улучшает равновесие и координацию.
Положительный результат достигается путем систематического выполнения правильно подобранной методики.
Польза гимнастики
Лечебная или корригирующая гимнастика назначается как взрослым, так и детям. Она обеспечивает эффективность лечения, а также предупреждает развитие многих заболеваний спины.
Программа корригирующей гимнастики разрабатывается с целью укрепления мышц, исправления позвоночных дефектов. Кроме того, все оздоровительные упражнения выполняются в комплексе с дыхательной гимнастикой.
Помимо воздействия на опорно-двигательный аппарат, корригирующая гимнастика положительно влияет на органы дыхания, сердце, сосуды и зрение. Существуют специальные упражнения для каждой системы организма. Коррекционные занятия облегчают симптомы астмы, нормализуют артериальное давление и восстанавливают организм в постоперационный период.
Показания к корригирующей гимнастике
Корригирующая гимнастика назначается строго врачом, основываясь на состоянии человека и заболевании. Положительная динамика от занятий наблюдается у людей с плохим кровообращением. При нарушенной работе органов дыхания заметно улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается обьем легких.
Коррекционные упражнения назначаются пациентам с нарушенным функционирование ЖКТ. В данном случае действие направляется на восстановление двигательной и секреторной функций желудка, улучшение кровообращения в брюшной полости.
Кроме того, корригирующая гимнастика необходима женщинам, страдающим гинекологическими заболеваниями: неправильное положение матки, ее искривление. Упражнение помогают улучшить общее состояние женщин.
Гимнастика для глаз
Современный темп жизни обязывает человека следить за собственным здоровьем. Зрение в данном случае стоит не на последнем месте.
Неправильный образ жизни, длительное нахождение перед монитором компьютера, закрытое помещение - факторы, плохо сказывающиеся на глазах, а точнее, на зрении. Если игнорировать перегрузку на глаза, то можно получить осложнения в виде глаукомы, миопитии, астигматизма.
Корригирующая гимнастика для глаз поддерживает достойный уровень зрения. Применяются расслабляющие упражнения.
Коррекция зрения и профилактика болезней
В качестве расслабляющих упражнений используются следующие:
- Быстрое моргание от 10 до 15 секунд.
- Сильное сжатие, а затем расслабление век от 5 до 10 раз.
- Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно по 6 раз.
- "Прорисовывание" квадрата взглядом в течение 30 секунд.
- Круговые движения глазных яблок с закрытыми глазами по 6 раз в каждую сторону.
Все движения делаются плавно. Месяц регулярных тренировок дает свои положительные результаты.
Исправление осанки
Как известно, правильная осанка формируется еще в детстве. Искривление позвоночника и нарушение осанки - проблема каждого второго человека.
Откорректировать подобные проблемы помогает гимнастика:
- Для первого упражнения необходимо встать спиной у стенки. Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки должны касаться поверхности. Необходимо запомнить это положение и отойти от стенки. Затем в таком положении вытягиваются руки вперед и выполняются 5 приседаний.
- Садимся на табурет у стены, к которой прижимаем затылок с прямой спиной. Затем расслабляем мышцы плеч, шеи и спины, плавно опуская голову. Исходное положение: сидя на скамейке без спинки у стены. Повторяем упражнение 5 раз.
- Для этого упражнения необходимо лечь на пол на живот. Сгибаем руки в локтях и кладем голову на ладони. Поочередно отводим каждую руку в сторону, возвращаемся в и.п., потом руку поднимаем над головой. Выполняем упражнение 5 раз.
Детская корригирующая гимнастика
Каждый родитель и педагог знает, что в детском возрасте главным видом деятельности является игра. В данном случае корригирующая гимнастика проводится в игровой форме. Можно использовать сюрпризный момент, стихи, загадки. У ребенка появится интерес к выполнению упражнений.
К примеру, корригирующая гимнастика после сна может состоять из следующих упражнений:
- Массаж ног во время ходьбы по коррекционным дорожкам на пятках и носочках. Важно чередование видов ходьбы. Руки лучше расположить на плечах или поясе. Это поможет развить равновесие.
- Марш с высоким подниманием колен. Целесообразно сочетать это упражнение с захлестом ног назад.
- Эффективное упражнение под названием "кошечка". Производится ползание по полу на четвереньках с прогнутой спиной.
- Ноги располагаются на ширине плеч, а руки на поясе. Выполняются повороты корпуса в левую и правую сторону попеременно.
- Приседания с прямой спиной. Необходимо следить за осанкой ребёнка.
Общедоступные корригирующие упражнения
Это наиболее обширная группа упражнений, которыево время их выполнения стимулируют и нормализуют работу многих функций оранизма. Классифицировать их можно по анатомическим признакам: гимнастика для пресса, спины, плеч, тазового пояса, рук. Кроме того, возможно использование специальных приспособлений, к примеру, мяч, обруч, мешочек с песком, шест и прочее.
Для точного выполнения комплексов, а также для большей эффективности используются гимнастические стенки, лестница, скамья, бревно и т.д. Любая корригирующая гимнастика проводится в удобном исходном положении: человек либо ложится на пол или снаряд, либо стоит. В данном случае позвоночник не напряжен.
вера полкунова
Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей»
Мастер - класс для родителей : «»
(оздоровление детей дошкольного возраста через корригирующие упражнения )
Цель : Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка корригирующий гимнастики . Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающей технологий в домашних условиях.
Задачи : Познакомить родителей с упражнениями корригирующий гимнастики адаптированные для дошкольников, которые помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.
Оборудование : спортивные атрибуты.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители !
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Корригирующая гимнастика для малышей »
Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса .
Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы детского сада, является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий адаптированных к возрастным особенностям детей.
Острота проблемы состоит в том, что :
"Гимнастика , физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь" Гиппократ
Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения , различные формы ручного труда, подвижные игры.
Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни.
Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.
Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки и плоскостопия.
Цель корригирующей гимнастики :
Главная задача корригирующих упражнений :
Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.
Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.
Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.
Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители , от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. С самого момента своего рождения ребнок стремится к движениям. Конечно, вначале эти движения беспорядочны, хаотичны. Но с течением времени движения ребенка начинают приобретать осмысленный скоординированный характер. Движения приводят мышцы человека в тонус, оказывая важное влияние на общее самочувствие. В дальнейшем движениями ребенка нужно грамотно управлять.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Цель корригирующей гимнастики :
Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.
Мы будем с ребенком «выгибать по-кошачьи спину» , «колоть дрова» , «качать воду» , «звонить в колокола» - проводить все эти подражательные упражнения, которые следует сопровождать стишками или сказкой, специально для этой цели нами выбранными.
Следует разрешить детям кататься по полу, пролезать через низкие и узкие отверстия (под стулом, креслом, под натянутой веревкой) . Ребенок может изображать «канатоходца» (ходить по щели или нарисованной на полу ровной линии) - переносить на голове какую-нибудь вещь, например, мешочек с песком. Полезно упражнение «птичка» - ребенок ляжет на животик, а мы его легонько придержим за щиколотки; ребенок раскинет в стороны, как крылья, руки и приподнимет от земли на короткий срок голову и туловище. Это надо повторять от 3 до 6 раз. Или, положив ребенка на спину, прикажем ему так прижаться к земле, чтобы мы и руку не могли просунуть под его бедрами (чтобы и мышь не могла проскользнуть) . Целью этого упражнения является ликвидация чрезмерного поясничного изгиба позвоночника, результатом чего бывает выпяченный животик.
Одновременно с другими упражнениями и играми, о которых мы будем говорить дальше, этому упражнению ежедневно следует уделять не менее 10-15 минут. Понятно, что надо подчеркивать развлекательный характер этого упражнения, чтобы у ребенка создавалось впечатление игры, в которой он с удовольствием принимает участие. Наибольших успехов мы достигнем в том случае, если отец или мать будут упражняться вместе с ребенком. Понятно, что эти упражнения должны происходить всегда на чистой подстилке (одеяле, линолеуме, ковре, вымытом полу) .
Летом надо брать ребенка на купанье, а когда ребенок привыкнет к воде, его можно будет держать на поверхности в горизонтальном положении так, чтобы, лежа на животе, он мог двигать руками и ногами. При этом мы ходим с ребенком вперед и назад, что создает у ребенка впечатление собственного движения вперед. Обыкновенно это упражнение доставляет детям радость. Придерживая голову над водой, дети напрягают мышцы спины и с раннего возраста привыкают к холодной воде. Ребенок, с которым родители регулярно упражняются, относится к ним с доверием и в воде и не противится этим упражнениям, которые подготовляют почву для обучения плаванию. Лучше с ребенком входить в воду часто, но держать его в воде не долго. В положении на спине ребенок должен упражняться минуту.
Наш ребенок нуждается в полезных для него движениях. Передвигаясь вперевалку, бегая и играя по-своему, ребенок совершенно инстинктивно и естественно упражняется. Некоторые обстоятельства, однако, его в этом ограничивают (жизнь в городе, лютая зима, поэтому надо стараться ему помочь и создать все условия для его здорового развития.
Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей . Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет , чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.
ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ
1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…
2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом.
Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель
Что влияет на формирование правильной осанки?
На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе.
Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки :
Правильное питание;
Свежий воздух;
Хорошая освещенность в комнате;
Правильно подобранная мебель по росту ребенка;
Перенос тяжестей;
Правильная поза при сидении;
Двигательная активность.
Все ли в порядке? Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело. Осмотр сзади
Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево. Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии. Осмотр сбоку Голова слегка приподнята. Грудная клетка не впалая и не выпуклая. Живот лишь слегка выступает вперед. Ноги прямые, а не согнуты в коленях. Осмотр спереди.
Ребра симметричны. Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.
7 «тайных» симптомов
Родители должны знать о том , что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.
1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.
2. Не любит подвижные игры.
3. Жалуется, что у него болит голова или шея.
4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.
5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.
6. Не может длительно находиться в одном положении.
7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу .
Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)
«Ножницы»
Цель : укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.
Давайте представим, что наши ножки- ножницы.
Первый вариант : и. п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали» , ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант : и. п.: лежа на спине.)
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели : развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику.
Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И. п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.
«Колобок»
Цели : улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.
Что за странный колобок на окошке появился?
Полежал чуток, взял и развалился.
И. п.: лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы.
Вот вы все и колобки!
Раз, два, три, четыре, пять -
Развалились все опять.
Вытянуть ноги и лечь на спину.
«Лягушки» («Лягушата» )
Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
Первый вариант : и. п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п.
«Мышка и мишка»
Цели : укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений.
У мишки дом огромный.
И. п.: о. с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.
У мышки - очень маленький.
Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением «ш-ш-ш» .
Мышка ходит в гости к мишке,
Он же к ней не попадет.
«Ель - елка - елочка»
Цели : воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание.
В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели - едки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они - совсем маленькие, но и удаленькие : красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.)
«Велосипед»
Цели : улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол.
«Часики»
Цели : тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.
И. п.: о. с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4-6 раз.
«Птица»
Цели : развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника.
И. п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями.
Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет» . Повторить 2-3 раза.
«Черепахи»
Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И. п.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.
«Походи боком»
Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп.
И. п.: о. с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево) .
«Самолет»
Цели : укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса.
И. п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты» ). Удерживать позу 5- 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза.
«Ходим в Шляпах»
Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений.
И. п.: положить на голову легкий груз - «шляпу» . Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.
Вот настал момент прощанья, сегодня было очень приятно общаться с вами. Ведь только совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, веселых, а значит, и здоровых детей. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром. И вы многое почерпнули из неё.
Ведь недаром говорят «Здоров будешь – всё добудешь! Так будьте здоровы!»